пятница, 13 февраля 2015 г.

Родителям о детском чтении

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.
    Многие считают, что сегодня компьютер вытесняет книгу, однако наоборот – сегодня, как никогда, для освоения новых технологий требуется качественное чтение. Поэтому сегодня наше родительское собрание посвящено теме детского чтения.


    Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности  на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим  среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.
      Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение, обеспечивая равенство жизненного старта,  для девочек и мальчиков, для бедных и богатых, для здоровых и больных. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
 - Вспомните десять лучших учеников своего класса и подумайте, что  их объединяет? ( Они все умеют читать лучше всех остальных)
О первичности чтения и вторичности жизненного успеха говорил Ф.Искандер в книге «Авторитет», герой которого учёный – физик.
     Этот учёный был уверен, что его успехи в физике каким – то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. И счастье этого состояния он испытал ещё в детские годы. Детское чтение шло впереди его увлечения наукой. Оно и привело его к ней.
     Главная миссия чтения сегодня – воспитать людей творческих, обладающих высокой культурой и интеллектом. Людей способных двигать страну вперёд к  процветанию.
    У руля этого воспитания стоите Вы – уважаемые родители. Семья становится социальным институтом  по поддержке чтения в стране.
Сегодня задача приобщения ребёнка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства  проведения досуга в виде ТВ и Интернет оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение.
   - Обьясните, почему так произошло?
     Отец решил приобщить своего 11- летнего сына к чтению великих произведений, на которых вырос сам, но оказалось: уже  поздно.
Ребёнок утратил способность реагировать на слово, переводить его в образ. Выросший на движущих телевизионных картинках, он погасил в себе работу воображения – основу всякого творчества. Вывод напрашивается сам собой: начинать нужно с раннего детства, когда ребёнок весь в  вашей власти.
        Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования ещё в 1983 году. Они провели исследование и пришли к неутешительным выводам: нечитающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнить свои функции ни как солдат, ни как гражданин, ни как работник. Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

     Предпосылкой приобретения такого капитала является доведённая до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребёнок видит скрытые в них значения и образы и реагирует на них. Уникальность чтения вытекает из материала литературы – слова. Слово – знак второй сигнальной системы, в отличие от остальных видов искусства, которые мы непосредственно видим, слышим или видим и осязаем. В слове собираются все наши ощущения, чувства, все восприятия.
     Особое значение чтения заключается в развитии воображения - основы творчества. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет предвидения, нет прогресса. Древние греки о строении атома знали примерно столько же, сколько и мы. При этом не было ни микроскопов, ни маши, ни компьютеров. Они обладали только силой воображения. Благодаря этой силе появляются люди, подобные Ломоносову.

Высказывания о чтении.
- Прочитайте высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения
Ø   «Чтение выстраивает целые судьбы »    В. Шукшин
Ø   «Чтение – это соучастие в творчестве»   М.Цветаева
Ø   «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя»   В.  Сухомлинский
Ø   «  Дни нашего детства, проведённые с любимой книгой, были прожиты с такой полнотой»  Марсель Пруст
Совет. Обращайте внимание ваших детей на высказывания выдающихся людей. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребёнка.

      Есть дети, которые не мыслят жизни без книги. Кто смотрит передачу «Умники и умницы», тот знаком с феноменальной начитанностью этих подростков. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать. К сожалению, таких детей с каждым годом становится всё меньше. Зато возрастает количество детей, для которых чтение – тяжкая повинность. А ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой изучения всех дисциплин, даже математики.
Ценность книги и чтения в представлениях нынешних детей.
- Вспомните, что говорят наши дети о чтении?
Ø   «Я что, ненормальная, чтобы читать?»
Ø   «Читать – это классно!»
Ø   «Только и слышу: читай, читай. Надоело!»
Ø   «Чтение – это наша жизнь!»
Ø   «Читать – это нудно, скучно, муторно»
Ø   «Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других»
Ø   «Чтение спасёт мир»
      Что же касается наших школьников, то отношение к чтению у них весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга – это органическая часть  их жизни. К сожалению, таких детей, которые не тычут в книжку пальчик» с каждым годом становится всё больше. Для них чтение – тяжкая повинность.

      Неправильно понятая задача ведёт к неправильному решению.    Начитанность школьников определяет и уровень межличностных отношений в классе, духовных климат в школе и дома. Кем бы ни стали дети после окончания школы – жить им среди людей. А значит необходимо понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Совет. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

Качество детского чтения
Статистика по детскому чтению в России за последнее десятилетие.
    Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребёнку её имитацию, уводят в иные миры, где силы добра и силы зла приравнены друг к другу. Читая такую литературу, ребёнок в своём нравственном развитии в лучшем случае буксует. А в худшем – деградирует, копируя её героев. Разрушительная энергия некоторых книг усиливает предрасположенность читателей  к реальной агрессии.

     Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительно чтение, чаще всего, неплодотворно. Плодотворным оно становится тогда, когда ребёнок читает, то что ему интересно. Для него интересная книга – значит «хорошая», неинтересная – значит «плохая». Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на человека. Кризис детского чтения сегодня не в том, что многие дети перестали читать, а в том, что у них не развит интерес к чтению.
Что происходит с детским чтением сейчас?
-Что бы вы ответили на вопрос, что значит чтение для ребёнка сегодня?
 «Чтение для ребёнка сегодня – это….»
Ø   «чтение из – под палки»,
Ø   «программная обязаловка»,
Ø   «это наша родительская мука»,
Ø   «это наши затраченные нервы»,
Ø   «случайный процесс ситуативного характера»,
Ø   «выполнение домашнего задания»
- Согласны ли вы с таким утверждениями, уважаемые родители? Приведите свои ответы.
СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Что мешает и что помогает чтению детей.

     Главной помехой чтению многие родители и дети считают нехватку времени. Но многие специалисты считают, что вопрос не в том, есть ли время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдётся время. Подумайте, сколько времени уходит на сидение за телевизором и компьютером, а ведь можно превратить их в своих помощников и союзников в привлечении вашего ребёнка к чтению.
* Чтение и телевидение. Голубой экран очень притягателен для ребёнка. Ничто не заменит телевидение по актуальности, яркости и красочности, эффекту присутствия. Но общение с книгой имеет свои преимущества по способности доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, отключения от внешних раздражителей, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Конечно телевидение отнимает ребёнка от книги, но оно способно и привлечь его к ней. Надо только уметь этим пользоваться. После просмотра интересной передачи – предложить ребёнку прочитать книгу на тему передачи, которая его заинтересовала. Сейчас выпускаются книги, основанные на телепередачах. Например, серия книг «В мире животных». Авторы серии те же самые, что и авторы передачи «В мире животных» - Н.Дроздов и А.Макеев.
* Чтение и компьютер. Компьютер оказывает неоднозначное влияние на детей. С одной стороны через Интернет он открыл ребёнку доступ к мировым запасам информации, с другой стороны он используется во вред ребёнку: компьютерные игры, программы и сайты сомнительного содержания. Поговорим о хорошем. Существует «Детская сетевая библиотека» (Слайд 14) в виде каталога, которая содержит имена авторов, названия произведений, ориентированных на разный возраст. «Библиотека Максима Мошкова» - самая известная электронная полнотекстовая библиотека. «Библиогид» - справочное электронное аннотированное издание , которое ориентирует детей в современной и классической детской литературе. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающего возможность для виртуальных обсуждений книги т.д. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, самим создавать информацию. Ещё одно положительное качество компьютера – он приучает детей к гипертексту.
    Если влияние телевидения и компьютера на чтение детей двойственно, то явно однозначной помехой для общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Ученик, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Его умственная энергия уходит на механическое складывание из букв и слогов слов и текста в целом. Это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Чтобы этот период не был затяжным, ребёнку надо помочь.
Стимулы чтения:
* Участие в литературных конкурсах. Конкурс стимулирует познавательные интересы школьников, побуждает их в поисках ответов обращаться к энциклопедиям и другим познавательным книгам.
* Пример авторитетных взрослых, например, каких-либо их кумиров.
* Читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Это один из главных факторов привлечения детей к чтению.
* Пример хорошо читающих сверстников, друзей, когда ребёнок старается быть на уровне, не отстать от одноклассников, которых уважают в классе.
* Эмоциональное потрясение от прочитанного, возникающее в результате сопереживания с героями книги полностью захватывающее читателя. Оно оставляет в душе ребёнка глубокий след и желание вновь испытывать его. Так чтение становится для ребёнка внутренней необходимостью.
Модель детского чтения
Чтение детей по целям, мотивам и характеру разнообразно. Модель детского чтения чаще всего складывается из учебного, досугового, делового, познавательного и чтения «для души».
* Учебное чтение. Чтение учебной и программной литературы - это, прежде всего, труд, волевые усилия, ответственность. Здесь многое зависит от выработанной у ребёнка привычки к умственному труду, от отношения к учёбе в целом. Поддерживая энтузиазм ребёнка к учению, мы поддерживаем его программное чтение. Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, её лучшие образцы и здесь важна помощь родителей, особенно в начальной школе.
* Чтение - развлечение, релаксация, отдых. Чтение для веселья. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция – позабавить ребёнка. Психологи установили: «смешная книга» для младшего школьника – это любимая книга. К таким книгам относятся произведения  Д.Хармса, Г.Остера, Э.Успенского, О.Григорьева, В.Драгунского, В.Голявкина и многих других авторов.
* Деловое чтение. Его функция прикладная  - научиться мастерить своими руками или проверить свои способности. Мальчики читают о машинах, спорте и т.п.девочки – о кулинарии, рукоделии и т.п. некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты.
* Познавательное чтение. Здесь на первом месте энциклопедии и справочники. Дети выборочно черпают из них информацию по разным вопросам. При всей важности такого чтения в нём есть опасность – информированность читателя, лишённая души. Огромный пласт научно-познавательных книг, отлучающийся стремлением авторов заинтересовать ребёнка окружающим миром, вызвать в нём любознательность, пытливость ума, оказывается в тени энциклопедий, вырабатывающих эрудицию без глубины собственных мыслей читателей.
* Чтение «для души». Так дети чаще всего называют чтение художественных произведений. Художественная литература становится для ребёнка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания – самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы, особенно для подростка озабоченного поиском своего «Я». Особое значение чтения «для души» имеет поэзия.
СОВЕТ: Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.

Что могут родители.
Главный вопрос, который беспокоит многих родителей: Как заставить полюбить книгу? И можно ли это сделать?
  
   Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Хорошо бы сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть ребёнок. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой, и не на самом интересном месте, беседой: всё ли понятно ребёнку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Но не стоит превращать беседу о книге в экзамен, стараться избегать разговора проверочного характера, заставлять ребёнка пересказывать.
СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы
рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
 Для привития у ребёнка интереса к чтению придумано немало хитростей:
* «Экран прочитанных книг». Экран нужен, чтобы сделать успешность ребёнка в чтении наглядной, ребёнок сам будет отмечать прочитанные книги.
* Выставка рисунков по мотивам прочитанных книг, можно попросить ребёнка их прокомментировать.
* Продолжение чтения книги. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается. Заинтригованный ребёнок вынужден дочитать текст до конца, чтобы узнать что же приключилось с героем.
* Советы о том, что читать, даёт любимый литературный персонаж, который шлёт ребёнку письма, от каких книг он сам без ума.
СОВЕТ: Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

     Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.
СОВЕТ: Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку.
Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом.

Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендациям как специалиста.

Подсказки родителям

Круг чтения

Книги для детей 7 - 8 лет

Книги для детей 9 - 10 лет

Книги для детей 11 - 12 лет

Комментариев нет:

Отправить комментарий